Как по маслу. Лучшие моторные масла

Экономика автоперевозок
23.12.2017
Корейские моторные масла
23.12.2017

Как спасти двигатель от нещадной эксплуатации и в зимнюю стужу, и в летний зной

При существенном снижении или повышении температуры закипает радиатор не только у некоторых индивидуумов, выполняющих монотонную, рутинную работу. Еще сильнее страдают сердца железных коней, даже если они уже давно превратились из скакунов в гужевой транспорт.

Во время работы двигателя при низких или высоких температурных режимах его детали подвергаются повышенному износу. Избежать этой неприятности нельзя. Но последствия можно свести к минимуму, если заливать качественное масло. Чем лучше его характеристики, тем легче двигатель переносит сверхнагрузки, при условии, конечно, что масло было подобрано с учетом сезонных особенностей и марки авто.

Самый неприятный период для всех автомобилистов – зима. Если не учитывать такие мелочи, как севший аккумулятор и отсутствие лопатки для чистки снега, то наибольшие проблемы возникают именно с двигателем. В зимний период в холодном моторе может образовываться конденсат. Когда продукты сгорания топлива по­падают в движок, вместе с частичками воды они образуют кислоты, разрушающие легкие металлы. Когда мотор достигает рабочих температур, а это обычно 80-90 градусов по Цельсию, конденсат испаряется. Моторное масло при этом нагревается свыше 100 °С. По этой причине опытные автолюбители не рекомендуют ездить в зимний период на короткие расстояния, поскольку двигатель не успевает достичь рабочих температур. И образовавшиеся кислоты могут привести к повышенному износу. Еще хуже, если при низких температурах используется слишком густое масло. Проблема заключается в том, что из-за высокой вязкости масляный фильтр не справляется с повышенной нагрузкой и неочищенное масло попадает в двигатель. Кроме того, при сильных морозах снижается эффективность уплотнителей и густое масло может прорваться наружу, радостно сигнализируя о необходимости ремонта.

Считается, что если завести двигатель один раз в зимний период, то износ будет сопоставим с поездкой на 300 км. И если выезжать дважды в день, то за три месяца зимы ресурс мотора может снизиться так, как если бы пришлось проехать 54 тыс. км. Это примерно семь раз сгонять из Киева в Мадрид и обратно.

В теплое время года возникают другие проблемы. При высоких температурах может снизиться давление масла, особенно если оно не отличалось высокой вязкостью. Слишком жидкое масло плохо смазывает детали. В итоге – трение увеличивается и снова возрастает износ двигателя. Так какое же масло выбрать, чтобы избежать всех этих проблем?

Машинные процедуры

Для начала следует строго придерживаться всех требований производителей по периодичности замены масла и масляных фильтров. У разных автомобилей существует свой срок ТО. Одним нужно ехать на станцию техобслуживания через 10 тыс. км пробега, другим – через 15 тыс. или 20 тыс. км. Хотя на некоторых СТО рекомендуют не следовать заводским рекомендациям, а сливать масло намного чаще – через каждые
7 тыс. км. Мол, это связано с тем, что автомобили все чаще стоят в пробках в крупных городах, что не лучшим образом сказывается на двигателях, особенно во время жары. А кроме того, водители нередко становятся жертвами мошенников, покупая фальсификат вместо оригинальных масел.

В любом случае, если затянуть с заменой масла, можно очень быстро оказаться на СТО уже совсем по иным причинам, чем проведение регламентного ТО. В этом случае ресурс двигателя будет стремительно сокращаться, поскольку масло теряет свои свойства и не способно эффективно снижать трение между деталями. Все больше мелких металлических частиц окажется в масле, а не в масляном фильтре, потерявшем свои характеристики. Вместе с ними они попадут в двигатель, усиливая износ деталей. Кроме того, отработанное масло может стать причиной закупорки каналов, через которые оно попадает к деталям. Высок риск, что там появятся смолистые вещества, препятствующие эффективной смазке двигателя. И тогда дело может закончиться вообще плачевно. Из-за перегрева мотор может заклинить со всеми вытекающими, очень дорогостоящими последствиями.

Примерно такого же эффекта можно достичь, если использовать масло, не соответствующее типу двигателя или сезону эксплуатации.

Среди других сюрпризов некачественного или несоответствующего эксплуатационным характеристикам масла – увеличение расхода топлива. Например, если зимой использовать масло высокой вязкости, то можно гарантированно прибавить к стоимости литра топлива еще 10%. Среди других «мелочей» – снижение срока службы катализатора, падение мощности и динамичности двигателя.

По погоде

Как и резина, масло бывает зимнее, летнее и всесезонное. Будем считать, что львиная доля автолюбителей используют синтетику. Остальные виды – полусинтетику и минеральное, подходящее только для карбюраторных двигателей, – назовем условно пережитками прошлого. Так какое же синтетическое масло лить зимой или летом?

На упаковках масел обычно указывается спецификация – SAE. Исходя из этих данных, можно легко узнать, для какого температурного режима они подходят. Возьмем, к примеру, самый по­пулярный тип – SAE 5W-40. Первая цифра перед W (зима) означает вязкость масла при низких температурах. Если отнять от этой цифры 35, получим минимальную температуру, при которой возможен пуск двигателя. В нашем случае -30 °С. Вторая цифра (40) отвечает за работу двигателя при высоком температурном режиме. Прибавив к ней 5, получим максимальную температуру, при которой допускается использование масла +45 °С. Такой продукт в наших широтах можно использовать круглый год.

Если говорить исключительно о зимних маслах, то на упаковках должна значиться маркировка SAE 0W, SAE 5W или SAE 10W. Их можно использовать при температурах -35 °С, -30 °С и -25 °С. В свою очередь исключительно летние масла будут со спецификацией уже без буквы W: SAE 30, SAE 40, SAE 50. Но едва ли есть смысл использовать их в наших широтах.

НА РЫНКЕ ВСЕ БОЛЬШЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ВСЕСЕЗОННЫХ МАСЕЛ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНИМЫ В ВЕСЬМА ШИРОКОМ ДИАПАЗОНЕ

Между тем на рынке все больше появляется всесезонных масел, которые применимы в весьма широком диапазоне, например, 5W-50 или 0W-40. Но такие масла обычно дороже привычных всесезонок и чаще всего их рекомендуют использовать для новых авто, чтобы добиться идеального притирания деталей и максимально долговечной службы двигателя. В то же время из этого правила есть исключения, и иногда масла с аналогичной спецификацией подходят для подержанных машин и даже для езды в спортивных режимах при максимально допустимой нагрузке.

В любом случае, прежде чем приобрести масло, желательно заглянуть в сервисную книгу машины, где указано, какие именно показатели вязкости свойственны для конкретного авто. Кроме того, необходимо иметь в виду, что некоторые производители поставляют для ТО своих машин масло под своим брендом. Например, существуют масла Lexus, Mitsubishi. Бывает и так, что рекомендуется использовать продукцию только определенного производителя. В то же время на упаковках масел часто указывается, для каких марок авто оно подходит. И многие известные бренды легко совместимы друг с другом.

Не то пальто

На желании автовладельцев максимально продлить ресурс двигателей не прочь заработать мошенники. На рынках и не у самых добросовестных продавцов легко купить масло известного бренда, которое на самом деле таковым не является. Обычно производители сами следят за появлением фальсификатов. Но предупредить наличие подделок, даже сотрудничая с правоохранительными органами, они не в силах.

Проблема заключается в том, что отличить подделку от оригинала становится все сложнее. Существуют какие-то малозначительные элементы, вычислить которые способен только специалист. Например, полировка крышек или оттенок пластика упаковки.

Единственный выход избежать подделок – обращаться к официальным дистрибьюторам. Найти их контакты не составляет большого труда, достаточно лишь заглянуть на официальные сайты производителей.

Цена вопроса

Стоимость масла напрямую зависит от бренда, параметров вязкости и его характеристик. Самые минимальные цены за упаковку объемом 4 л – 200-300 грн. Но едва ли за такую сумму можно купить качественный продукт. В то же время масло известных производителей может достигать 2 тыс. грн за банку и более. Особенно если с его помощью можно добиться легкого пуска при низких температурах, сохранить высокие эксплуатационные свойства при продленных сроках замены и восстановить поверхности трущихся деталей.

Существует множество рейтингов качества масел. И если их всех объединить в один, то на первых строчках окажутся все те же мировые бренды: Total, Mobil, ZIC, Shell, Castrol и другие известные производители. Хотя нередко в каких-то категориях, например зимних масел, первые строчки достаются новичкам. Но пока они еще не успели завоевать доверие потребителей.