Экономика автоперевозок

Hyundai Oilbank выходит на рынок смазочных материалов GCC
18.12.2017
Как по маслу. Лучшие моторные масла
23.12.2017

Бизнес автоперевозок должен быть экономным. И кризис – это как  раз то время, когда нужно проводить тонкую настройку.

Практика показывает, что сэкономить гораздо легче, чем заработать. Лишний раз критически пересмотренные затратные договоры, пересмотр трат на курьерские услуги или на обслуживание офисной техники, позволяют достаточно легко получить дополнительные скидки, новые цены от традиционных поставщиков с которыми работали не один год. И если здесь экономия составит несколько тысяч рублей в месяц, то те же манипуляции, но проведенные с затратами системного характера для бизнеса автоперевозок (топливо, смазочные материалы, запчасти ремонт), позволят и экономии придать системный характер. Равно как и в обратную сторону – выпущенные из-под контроля расходы могут очень быстро привести к краху всего бизнеса.

Аудит затрат автотранспортного предприятия можно провести самостоятельно, можно привлечь профессионалов. Сразу оговоримся, что под понятием «аудит» мы подразумеваем не проверку финансовой отчетности и документов, а проверку затрат, экономический анализ.

Как провести анализ затрат – узнаем у профессионалов. Мы обратились за консультацией к директору компании «Транс-Арбитр» Артему Киму.

— Руководителя всегда интересует вопрос экономии денег в бизнесе, поэтому, насколько реально получить еще дополнительную экономию для автотранспортного предприятия?

— Практически в любой группе затрат можно получить дополнительную экономию. Эти цифры могут принципиально отличаться, в зависимости от группы затрат. Если мы говорим про топливо, разница в ценах будет максимум в несколько процентов. Но если мы говорим про стоимость запчастей, то разница может укладываться в два-три раза между тем, что вы заплатили и тем, что могло бы быть на самом деле.

Это означает, что надо начинать анализ затрат с тех позиций, где может быть максимальная экономия?

— Нет, это не обязательно. Лучше проводить анализ затрат сразу по нескольким направлениям. Да, разница в цене топлива может быть в несколько процентов между разными поставщиками. Потому что какой-то уникальной цены на дизельное топливо или бензин не существует. Главные проблемы – перерасход топлива, хищение топлива водителями, это обналичивание денег по топливным картам или торговля этим топливом. И здесь экономия будет уже не несколько процентов, а может достигать 20% и более при условии правильного нормирования, правильно поставленного учета, контроля. Ну и кроме того существует современные программно-аппаратные методы, делающие невозможным для водителя манипуляции с топливом в корыстных целях.

— Какие направления анализа затрат для автотранспортных предприятий Вы бы выделили?

— Давайте подробнее остановимся на запчастях, потому что здесь наибольшая возможность для экономии, есть предпосылки для сговора, для накручивания цены вдвое и втрое. А предпосылки простые – это огромная номенклатура запчастей. Невозможно руководителю держать в уме, сколько стоят те или иные запчасти на типовые тормозные накладки, воздушные подушки, воздушные краны и т.д. Легко определить, сколько стоит воздушный фильтр, но сколько стоит корпус воздушного фильтра, который был поврежден в ДТП – этого не знает никто. Вот и возникает возможность умножить цену хоть на три.

Вторая возможность манипуляций с ценами связана с тем, что спектр производителей очень широк: от Китая до оригинала, который производят конвейерные поставщики. Это мы назвали полюса, а посередине еще огромное количество производителей разной степени качества и цена может отличаться в несколько раз.

Еще существует возможность экономии при использовании б/у запчастей. Многие компании не рассматривают этот вариант вовсе и зря. Потому что при замене любых кузовных частей, пластика и прочего возникает вопрос: поставить оригинал по высокой цене и еще ждать пока он появится на складе, или поставить китайскую деталь, которая в несколько раз дешевле, но не ясно попадет ли она в нужные пазы и крепежные места и как себя поведет в процессе эксплуатации? А посередине этой условной матрицы находится оригинал, но б/у, причем этот оригинал ничем не отличается от нового.

Вторая позиция – это ремонт и обслуживание. Здесь тоже много возможностей для экономии. Они не так значительны, как при покупке запчастей, но учитывая совокупную стоимость ремонтных работ, экономия даже в 10–15 процентов будет иметь весомое значение. Главное при оценке стоимости работ – это вовсе не стоимость одного часа, мы анализируем, прежде всего, конечный результат, во что автоперевозчику обходятся те или иные виды работ. Потому что со стороны автосервисов это очень часто рекламный ход – объявить о низкой стоимости нормо-часа. Часто гораздо выгоднее получить сразу конечную стоимость за выполненные работы.

Еще одна позиция для экономии – топливо. Мы уже сказали, что здесь можно добиться существенной экономии за счет ликвидации перерасходов. Но и на стоимости топлива можно существенно экономить. После затрат на зарплату сотрудников, это вторая по величине статья расходов любого автотранспортного предприятия. Подход в анализе похож на то, что мы только что говорили про стоимость ремонта и техобслуживания: надо смотреть на конечный результат. Не на подкупающие скидки, которые вам выдала та или иная топливная компания, а на то, во что вам в реальности обошлось топливо. В качестве примера можно сказать, что топливо с очень хорошей скидкой на АЗС «Лукойл» будет все равно дороже, чем топливо без скидки в сети АЗС «Нефтемагистраль». Это в рамках только одного московского региона. А ситуация по стране в целом выглядит еще более пестрой. И поэтому получить возможность заправляться везде по лучшим ценам и управлять этим процессом – это путь к существенной экономии на топливе.

Отдельно стоит сказать про масла и технологические жидкости для автомобиля. Мы умышленно их не объединяем в единое понятие ГСМ, потому что пути экономии на топливе одни, а на маслах и жидкостях – совершенно другие. Здесь ключевой вопрос – цена и качество, и это понятие имеет доминирующее значение. Потому что нельзя сравнивать масла импортные с отечественными, даже с одинаковыми вязкостными показателями или другими техническими характеристиками. Разница существует. Потому что вне зависимости от того под каким брендом масло разливается – Shell, Castrol, Mobil – большое значение имеет где оно было изготовлено: в России или за рубежом. От этого будет зависеть, на какой масляной основе российского НПЗ или зарубежного оно было сделано. Поэтому очень часто есть возможность получить наивысшие технологические показатели на импортном моторном масле и при этом цена существенно ниже, чем на маслах, изготовленных в России, но под хорошо раскрученным брендом.

Существует ли разница в анализе затрат для автоперевозчиков с различной специализацией деятельности?

— Несомненно. Если перевозчик осуществляет международные перевозки, то для него возникает существенная группа затрат, связанная с выполнением международной части перевозок, прежде всего это платные мосты, тоннели, паромы. Выполняя перевозку, к примеру, в Италию Рим – Москва и обратно, затраты на оплату европейских дорог при двигателе Евро-6 составят примерно 732 евро на один рейс.

Для перевозчиков, выполняющих дорожно-строительные работы, обслуживающих карьеры, экономия на топливе может носить принципиальный характер при использовании мелкооптовых поставок топлива непосредственно к месту работы или стоянки подвижного состава. Причем, даже если они уже используют свои контейнерные заправки, свои бензовозы с раздаточными устройствами, после нашего анализа их затрат очень часто возникает дополнительная существенная экономия. В частности, экономия на сокращении персонала выполняющего заправку – ее можно сделать просто безлюдной, оснащенной современными процессинговыми решениями – топливные карты, топливные талоны. Подчеркиваем – собственные топливные карты и собственные топливные талоны  автотранспортного предприятия.

— Какова может быть стоимость подобного аудита затрат автотранспортного предприятия?

— Если мы говорим обо всем комплексе затрат, это примерно те направления, которые мы уже перечислили, стоимость составляет 370 тысяч рублей, либо можно выбрать только те направления, которые предприятие считает приоритетными. В этом случае отдельные направления будут стоить примерно 70 тысяч рублей.

— Для любого руководителя возникает ключевой вопрос в оправданности этих затрат, их эффективности.

— В большинстве случаев эти затраты окупаются за месяц или два. Соответственно дальше вы получаете ежемесячную экономию, которая будет исчисляться десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей. Простой пример – замена коробки передач на магистральном тягаче импортного производства обычно стоит более 1 миллиона рублей, мы можем подсказать, как сэкономить на этих работах до 600 тысяч рублей. Другой пример: одно из предприятий, осуществляющих автобусные перевозки в Москве, после проведенного анализа затрат, стало экономить в среднем 3 рубля на литре дизельного топлива. Можете спроецировать эту цифру на объем заправляемого топлива вашим предприятием и посчитать потенциальную экономию.

Всё, что вы рассказали, звучит с одной стороны привлекательно, с другой стороны просто – как будто это может сделать само предприятие.

— Проводить анализ своих затрат предприятие не только может, но и должно делать постоянно. Но есть вещи, которые профессионалы сделают намного эффективнее. Прежде всего, за счет того, что у нас собран огромный объем информации о том, как эта же ситуация с затратами выглядит у ваших коллег в разных уголках России. Я думаю, все понимают, что самый эффективный способ анализа – это сравнение. Например, если вы выполняете международные перевозки, вы никогда не разберетесь в счетах на оплату дорожных сборов по Европе: много стран, много языков, совершенно различной формы счета, нет никакой цены за километр, большое количество граф. Этим пользуются некоторые не очень добросовестные поставщики, обещая оплату дорог по Европе без сервисного сбора, и при этом незаметно накручивают к цене 5 процентов, а иногда и больше. Понять это можно только сравнив затраты на этот же участок дороги у разных поставщиков услуг. К примеру, мы берем конкретный участок платной дороги по Польше, сравниваем счета, выставленные Е100, DKV и euroShell, и обычно все становится ясно – где лучшие цены, а где ничем не подкрепленные обещания.

— Что бы вы хотели посоветовать нашим читателям-автоперевозчикам?

— Одна из главных проблем современной России это отсутствие профессионалов. К сожалению, на смену им сплошь и рядом пришли люди с поверхностными знаниями и небольшим опытом, где-то чего-то нахватавшиеся. Возможность существенно улучшить экономические показатели предприятия – это по-настоящему профессиональный подход к анализу затрат. Поэтому и желаю всем автоперевозчикам быть настоящими профессионалами. Я могу ответить на любые вопросы по электронной почте kim.av@inforkom.ru, а также по мобильному телефону +7(926)152-33-44.

Беседовал Вадим Попов